Семейный клуб - Остромысла

Мышление вне шаблонов

Как часто вы или ваш ребенок смотрит на мир в заданных рамках, одним словом - однобоко, другим - ограниченно. Если вы думаете, что для того чтобы решить поставленную задачу - неважно решение ли это уравнения с тремя переменными или приготовление яичницы, нужно просто научить вашего ребенка мыслить логически, то ... зря вы так думаете:) Тут нужен иной, более целостный подход, если вы конечно хотите вырастить Творца с большой буквы, а не матричный винтик-шпунтик..

● Эдвард де Боно - британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, организатор международного Бюро Творчества в Нью-Йорке. Первым ученый, систематизировавший такую таинственную и непредсказуемую область, как творчество. В разное время преподавал в Оксфорде, Кембридже, Университете Лондона и Гарварде. Программы обучения по методикам де Боно используют тысячи школ по всему миру (в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании, Китае, Индии, Южной Корее). Книги Эдварда де Боно переведены на 34 языка (все основные языки плюс иврит, арабский, бахаса, урду, словенский, турецкий).

Был приглашен в Москву Академией Наук для тренировки преподавателей по линии образовательного проекта: десять школ Москвы работали как лаборатории для отработки передовых методик преподавания. Также работал с комиссией по Образованию США по внедрению программ прямого обучения мышлению в школах.
Термин "латеральное мышление" (или "боковое мышление"), когда-то введенный Эдвардом де Боно, теперь стал частью английского языка до такой степени, что его можно услышать как на лекции по физике, так и в телевизионной комедии. Что такое это за зверь такой, "латеральное мышление", можно понять из следующей истории.

▼ Давным давно, жил в Лондоне купец, задолжавший большую сумму денег ростовщику. Ростовщик — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил ему сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама умрет с голоду.

Очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

● "Нешаблонное мышление не является какой-то повой магической формулой, а всего лишь иным и более творческим способом использования разума". (Эдвард да Боно)
В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-новому взглянули на проблему и исследовали ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Поэтому наша нешаблонная девушка опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся. "Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне".

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.▼

Шесть шляп мышления

"Шесть шляп мышления" - метод , придуманный Эдвардом Де Боно для решения задач разных уровней сложности. Написание статьи, борьба с мировым злом, объяснение ребенку синуса и косинуса, да все что угодно. Учителя утверждают, что "Шесть шляп" способны превратить самую казалось бы занудную занудятину в увлекательный, творческий процесс!

В чем суть метода? А в том, что процесс мышления из одного общего потока разделяется на несколько режимов (ну, это, как если бы ваш телевизор днем и ночью гонял один и тот же канал, да еще и с помехами, а после настройки стал показывать сразу десять). Как сказал один педагог - "...шесть шляп позволят нам дирижировать оркестром своих мыслей".

Итак, каждому режиму мышления выдается по шляпе своего цвета. Белая шляпа - это режим информации, фактов. В белой шляпе нам интересны исключительно факты и ничего боле. Собрать все возможные и невозможные факты - вот задача этого режима мышления. Красная шляпа - режим чувств и интуиции. В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. И так далее.

Так, меняя шляпы - типы мышления ребенок учится расширять свое сознание, решать задачу более осмысленно, целостно.

Источник http://www.libok.net




Славянский кармический гороскоп рода




 
    
 Расписание занятий 



   Диагностика  
    

 



  


Будьте с нами в соц.сетях:

 




Контакты:
Адрес: б.Комарова, 36., Ростов-на-Дону,
Телефон:+7 928 166–13–90,
Телефон:+7 903 433–89–22,
Электронная почта: info@ostromisla.ru

"В действительности всё иначе, чем на самом деле" - Антуан де Сент-Экзюпери
Яндекс.Метрика


Работает на: Amiro CMS